суббота, 7 апреля 2018 г.

Одесские Отоны.

  Цезарь (Сезар) Отон (Оттон) (Autonne) (?-1860 г.) - ресторатор, воспетый Пушкиным: 
"Шум, споры, легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Оттоном".


Ресторан Ц.Отона до 1823 года находился в доме Крамарёва на Дерибасовской, близ нынешнего "Пассажа", позднее, после запрета на содержание обособленных ресторанов, Отон держал кухмистерский стол при отеле Ж. Рено на углу Дерибасовской и Ришельевской. История здания по адресу Дерибасовская,10 / Ришельевская, 3 насчитывает более сотни лет. Консул Французской республики в Одессе негоциант Жан Рено купил его у командующего сухопутными войсками в крае, генерала поручика князя Г. Волконского, второго после де Рибаса человека в новорожденном городе. При Пушкине здесь был самый большой дом тогдашней Одессы, занимавший квартал Ришельевской от Ланжероновской до Дерибасовской. Поближе к Дерибасовской, на втором этаже дома, была гостиница, в которой в "четырнадцатом нумере" квартировал по приезду в Одессу Пушкин. 
В 1832 году "Дом градоначальника", который находился по адресу Ланжероновская, 2 (на этом месте теперь сквер), стал гостиницей "Ришельевская" ресторатора Цезаря Отона.
О рестораторе Оттоне и его сыне-архитекторе писал в "Старой Одессе" А. Де-Рибас:
Ресторан Отона был известен Пушкину еще при Ланжероне. Цезарь Отон (Cesar Autonne)  состоял поваром у Ивана Рено, привезшего его с собою в Одессу. Рено поручил ему организовать при своем отеле ресторан, и Отон устроил его по-европейски. Это был первый ресторан на всем юге России, в котором можно было пообедать и поужинать по собственному вкусу и заказу. У него был превосходный винный погреб. Отон был мастер по части угождения самым разнообразным прихотям своих завсегдатаев. У него был сын Луи Отон, ставший впоследствии в Одессе очень талантливым архитектором. Он охотно и много рассказывал про своего отца ..."
(Дерибас А. Старая Одесса. Забытые страницы. Киев, 2005. - С. 128).
О происхождении Цезаря Оттона известно немного. Как будто он был родом из какой-то южной провинции Франции, и даже сохранил специфическую говор этой местности, чем очень заинтересовал А. Пушкина. Одному из современников Оттон запомнился как крепкий, жизнерадостный толстяк, который говорил о себе, что его фамилия «Autonne» является лишь анаграммой слова «tonneau» - бочка (шутка, достойная и француза, и одессита). Несколько иным вспоминается ресторатор писателю Болеславу Марковичу, который в 1840-х видел уже «почтенного, грузного, с правильными чертами старофранцузского лица, неторопливо-предупредительного, важно-любезного хозяина». Ресторан Отона был первым на юге России, в котором можно было поесть «на свой вкус и заказ». В Отона был замечательный винный погреб, и хозяин считался мастером «по части угождения самым разнообразным прихотям своих завсегдатаев». 
(с) А. Галяс
"Лет 30 ему не было равных в Одессе, и только после Крымской войны звезда стареющего мэтра закатилась. Замечание Пушкина об устрицах, на которые к Отону «летит обжорливая младость», прозвучит в ином регистре, если учесть, что, скажем, в Санкт-Петербурге устрицы даже несколько десятилетий спустя продавались по рублю за штуку, и были вообще чрезвычайно редки."
(с) Олег Губарь
  "Ресторан Отона, занимал, пожалуй, самое выгодное со стратегической точки зрения положение – напротив городского театра. Это расположение недалеко от центра культурной жизни города делало ресторан местом, где богатая публика обязательно проводила время перед представлениями и после них. Плюс к этому, близость к порту обеспечивала Отона посетителями из числа моряков побогаче. В общем, жаловаться на отсутствие публики Отону не приходилось. Устрицы, приготовленная в вине рыба, французские битки, жареная и тушеная баранина, различные виды птицы – все это великолепие было приготовлено по классическим рецептам французской кухни и не могло не привлекать самую изысканную публику из числа одесситов и гостей города. Отдельно следует упомянуть цены у Отона. Средний обед обходился в рубль. Это с учетом вина (в зависимости от качества и цены, от полубутылки до двух), кофе, десерта, первых, мясных и рыбных блюд. Всего за эти деньги можно было получить до шести — восьми перемен блюд. Правда, цена в рубль делала обеды у Отона недоступными не только одесским простолюдинам, но и среднему классу – мелким купцам, чиновникам нижней части табели о рангах, молодым офицерам не в чинах и прочим гражданам с доходом не выше 50-100 рублей в месяц. Для них посещение Отона один-два раза в месяц было чем-то вроде праздника."
(с) Вячеслав САННИКОВ
В литературных воспоминаниях еще одного популярного когда-то писателя, Г.П. Данилевского, также встречаем свежее впечатление от посещения одесского гостиного двора в 1850 году: «Пообедал в Пале-Рояле у описанного Пушкиным Отона (ресторан «Au petit gourmand»), где на карте кушаньев пестрели незнакомые имена местных морских рыб – скумбрия, кефаль, камбала, баламут, калканы, бычки и проч., – зашел в погреб под вывеской «Текущая река», где выпил за шесть копеек, как теперь помню, стакан превосходного беспошлинного хиосского вина (Одесса тогда еще была porto-franco) и пустился пешком осматривать город». 
(с)Олег Губарь
 Четверть века спустя судьба свела ресторатора с другим гением – Николаем Гоголем. 
«…С приходом Гоголя являлся самолично Отон, массивный мужчина, в белой поварской куртке, с симпатичным лицом. Появление его производило общий восторг, так как он являлся только в торжественных случаях. С подобающей важностью, с примесью добродушного юмора, Отон вступал с Гоголем в переговоры касательно меню его обеда. Такое-то блюдо рекомендовал, такое-то подвергал сомнению, на том-то настаивал…» 
(с) Толченов А.П. Из воспоминаний провинциального актера.

Цезарь Отон прожил долгую жизнь,он успел порадоваться первым успехам своего сына Людвига (Людовика), который стал одним из самых известных одесских архитекторов.
Архитектор Людвиг Отон (1822 - после 1890 г.), сын Цезаря Отона, Людвиг Оттон получил образование в королевской художественной школе в Бонне, стажировался в Алжире и на юге Франции. Для получения возможности официально заниматься архитектурной деятельностью выполнил проект театра, за который в 1850 году Санкт-Петербургская академия художеств присвоила ему звание «неклассного художника» с правом выполнять сооружения. Людвиг Отон, вероятно, сдавал необходимые экзамены экстерном. Три здания, построенные по его проектам в течение 1855-1858 годов, фактически сразу после того, как художник получил официальное право заниматься архитектурой, стали вехами не только в биографии строительного дела, но и в архитектуре Одессы. Это дворцовый комплекс князя Гагарина (главный и хозяйственный корпуса) на Ланжероновской улице, дворец купца Абазы на углу Пушкинской и Греческой улиц и дворец Маразли на углу Пушкинской и Дерибасовской.
В Новороссийском календаре на 1871-3 г.г. Людвиг Отон упоминается как живущий в собственном доме по ул.Софиевской. Он был членом Общества в пользу французов в Одессе (председатель - Ф.Сикар) (АКОГ Херс. губ. на 1866 г.), членом попечительного комитета школы при Католической Церкви в Одессе (Новорос. календ. на 1862 г.), членом Одесского городского кредитного общества (Новорос.календ. на 1873 г.), корреспондентом, а позже членом Одесского Общества Истории и Древностей (Новорос.календ. на 1873 г), с 1863 г. – гласным Городской Общей Думы (городской голова М.С.Воронцов).
31 августа 1858 г. в соборе Одессы состоялось бракосочетание французскоподданого Людвига Цезаревича Отона, 36 лет (т. о., он родился около 1822 года), римско-католического исповедания, и дочери статского (впоследствии - тайного) советника Иосифа Григорьевича Михневича Софии, 19 лет, православного вероисповедания. Поручителем жениха выступил надворный советник Григорий Григориевич Маразли.
 В записях о крещении и отпевании их сына Сергея (1861 и 1865 гг.) отец, Людвиг Цесарев Оттон, назван капитаном французской службы.

По некоторым опубликованным в сети данным в 1828 году архитектор Людовик Отон перестраивает дом Отонов на углу Казарменного переулка, 2 и ул. Надеждинской, 8 (ныне Гоголя) (построен дом был в 1810-е гг. архитектором Д.Фраполли и инженером И.И. Кругом). Вызывает недоумение то, что часто пишут об этом, хотя 6-ти лет от роду Людовик Отон никак не мог перестроить собственный дом. Во второй половине 1860-х-конце1870-х годов домом владеет архитектор Людвиг Оттон, с начала 1880-х  и позднее - его жена, французская гражданка София Оттон (урожд. Михневич).

Архитектором стал и сын Людвига Отона Генрих (Анри) Цезарь Отон (адрес в 1890-х гг.  Дерибасовская, 31), который активно работал в Одессе в конце XIX века. Он выполнял заказы частных лиц и различных обществ, используя стилевые формы неоренессанса, необарокко и неоготики. Среди сооружений, созданных по его проектам, стоит упомянуть убежище стариков при Римско-католической церкви, Богадельню Стурдзовской общины на Базарной, 4, особняк на улице Садовой, 8. Оттон - младший был плодотворным мастером, но так и не смог подняться до уровня лучших работ своего отца. Не пришлось ему оставить после себя такую ​​яркую память, как дворцы Гагарина или Абазы. Впрочем, кажется, эти здания вообще стали завершающими аккордами «французской мелодии» одесской архитектуры. 


Один из Отонов, Лев (Леон) Цезарь (Сезар) Людвигович Отон (28 июля 1859 года, Одесса-12 января 1916 года), сын архитектора Людовика Цезаря Отона, был известным французским инженером и математиком, специализирующимся на алгебраической геометрии, дифференциальных уравнениях и линейной алгебре. Учился во Франции с 1878 по 1880 год в Политехнической школе (l'École polytechnique), а затем в École des ponts et chaussées и стал там главным инженером. Он защитил в 1882 году в Сорбонне кандидатскую диссертацию по исследованию алгебраических интегралов рационально-взвешенных дифференциальных уравнений. Леон Сезар Отон был приглашенным докладчиком на Международном математическом конгрессе в 1897, 1900, 1904 и 1908 годах. 6 января 1902 года он был удостоен Ордена Почетного Легиона. 
  2 октября 1883 года в Александровской университетской церкви города Одессы состоялось венчание французского гражданина, инженера путей сообщения Льва Людовиковича Отона, православного, 25 лет, вторым браком, и дочери отставного корнета барона Александра Осиповича Рено, девицы Елисаветы Александровны, православной, 23 лет, вторым браком. Совершали таинство протоиерей Михаил Павловский с диаконом Федором Крохмаленко. Поручителями были, по жениху: тайный советник Григорий Григорьевич Маразли и тайный советник Иосиф Григорьевич Михневич, по невесте: генерал-адъютант Аполлон Спиридонов Костанда и статский советник Теофил Игнатьев Вдовиковский [ГАОО, ф.37, оп.12, д.75].
  Его жена Елизавета Александровна Оттон (урожденная Рено) похоронена 23 декабря 1929 г. в Париже.

  Еще один сын Людовика Отона, Виктор Людвигович Отон работал старшим сортировщиком купонов в облигационном отделении Земского банка Херсонской губернии (ВТПО - 1914) и преподавал в Одесском Художественном училище на Пребраженской,12 (АКОГ-1912), жил в доме на ул. Гоголя, 8 одновременно с Софьей Осиповной (Иосифовной) Отон, которая в частности, была членом Женского благотворительного общества в Одессе.

В семье Оттонов (Отонов),  имя Цезарь (Сезар), часто было вторым у рождавшихся в семье мужчин.

На фото - Дворец Абазы, построен в 1856-58 гг., архитектор Людвиг Цезарь Отон.


На фото-запись из книги и обложка второго тома книги:
Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 / Сост. С.Н. Кондаков. [1-2; Санктпетерб. акад. художеств. - Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1914]-[1915]. - 2 т.; Часть биографическая]. - [1915]. - [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр.


Комментариев нет:

Отправить комментарий